WB9KMW в [1] провел измерения калибровки S-метров нескольких трансиверов от различных производителей. Вот несколько графиков - синим цветом показана идеальная кривая, основанная на стандарной калибровке S-метра [2]
Очевидно, что S-метр не показывает реальной силы сигнала, как должен, а показывает абстрактные попугаи, причем в каждом случае размер этих попугаев разный. Кроме этого не всегда учитывается (либо вообще не учитывается) включенный аттенюатор/предусилитель, или изменение уровня усиления по ПЧ (внутри петли АРУ).
В любительской аппаратуре все не менее печально и повторяются все проблемы промышленных трансиверов. Даже если любитель соблаговолит откалибровать S-метр по образцовому сигналу с ГСС, вся эта калибровка "слетает" при включении аттенюатора/усилителя на входе тракта - все наверное слышали рапорты "я вас принимаю 59 с включеным аттенюатором". Так же в случае если можно регулировать усиление по ПЧ то эта калибровка правильна только при одном положении ручки усиления. То есть толку от нее опять же никакого - S-метра продолжает быть "показометром", стрелка которого просто дергается в такт речи корреспондента.
Можно ли сделать показания S-метра более информативными? Для этого обратимся к смысловому толкованию силы сигнала по системе RST:
- 1 Сигналы едва слышны, прием невозможен
2 Очень слабые сигналы, прием почти невозможен
3 Слабые сигналы, принимаются с трудом
4 Умеренный уровень сигнала, прием с небольшим напряжением
5 Удовлетворительные сигналы, прием вполне хороший без напряжения
6 Хорошие сигналы, прием без напряжения
7 Сигналы средней громкости
8 Громкие сигналы
9 Очень громкие сигналы
Я не претендую на открытие америки, но когда мы даем рапорт мы больше руководствуемся именно этими интуитивными понятиями, а не показаниями S-метра. Такой подход особенно актуален в условиях современного электронного смогла, когда уровень шума на диапазоне может достигать достаточно высоких уровней - S7-S8 по стандартной шкале.
Литература
1. Larry WB9KMW, What Good is an S-Meter?
2. S-meter and signal strength
3. RST